Право собственности на землю — это право на владение, пользование и распоряжение землей. То есть земля, получившая статус собственности, становится имуществом, которым собственник может распоряжаться в полной мере: продавать, дарить, обменивать, завещать, сдавать в аренду, передать иным лицам в безвозмездное пользование и т. п.
Единого перечня документов, необходимых для оформления земельных участков в собственность, не существует. Это связано с тем, что земля может относиться к разным категориям: дачный или садовый участок, земля сельхозназначения и т. п. Имеет значение и наличие каких-либо построек на участке. Поэтому многие из нас, желая оформить право собственности на землю, не могут разобраться с тем, какие документы необходимо подготовить и в какие инстанции обращаться.
Если у вас имеется садовый участок без жилых построек, то процедура оформления права собственности на землю проводится по упрощенной схеме (закон о «дачной амнистии»). Из документов в данном случае требуется кадастровый паспорт и правоустанавливающий документ, выданный уполномоченным органом государственной власти. Пакет документов подается в Управление Федеральной регистрационной службы. Стоит отметить, что под закон о «дачной амнистии» попадают только земли для садоводства и огородничества, личного подсобного и дачного хозяйства, а также участки для индивидуального жилищного и гаражного строительства.
Если же на участке находятся жилые постройки, то вам потребуется подготовить значительно больше документов, а процедура оформления земли в собственность может отнять немало сил и времени. Первым делом вам необходимо обратиться в районную администрацию, затем вам придется посетить Федеральную кадастровую палату Росреестра и Земельный комитет по вашему району. Также вам потребуются услуги геодезистов и кадастровых инженеров.
Перечень документов, которые вам потребуются:
- Заявление о предоставлении участка в собственность (подается в органы местной администрации). В течение месяца после подачи заявления вам должны выдать письменное согласие либо обоснованный отказ.
- Квитанция об оплате госпошлины (сумму и реквизиты для оплаты можно узнать в Росреестре).
- Кадастровый паспорт на земельный участок (оформить данный документ можно после прохождения регистрации в Госреестре, для этого необходимо повести межевание). Паспорт выдается территориальным подразделением Федеральной службы государственной регистрации, картографии и кадастра.
- Правоустанавливающий документ на участок. Это может быть свидетельство о праве на землю (в том числе свидетельство о праве на наследство) или акт о предоставлении участка.
Если оформление вы планируете поручить доверенному лицу, то к данному перечню документов обязательно прилагается доверенность, заверенная нотариусом.