По действующему законодательству жилые постройки, не поставленные на учет в Росреестр, не считается собственностью и не может быть полноценным предметом юридических сделок с недвижимостью: такой объект нельзя продавать, покупать, дарить, завещать или страховать.
На сегодняшний день приватизация нового частного дома осуществляется в упрощенном режиме. Он действует при регистрации жилых объектов, расположенных на следующих видах земель:
- Принадлежащих садовым и дачным кооперативам;
- Выделенных под частное жилищное строительство;
- Находящихся в границах населенного пункта и отведенных под домашнее хозяйство.
Упрощенный порядок приватизации земельных участков продлен до 31 декабря 2020 г. и доступен лицам-членам некоммерческих объединений (дачники и огородники), и для регистрации частного жилого строения – до 01 марта 2018.
В зависимости от наличия необходимых документов, процесс оформления имеет следующую структуру:
1 этап – оформление кадастрового и техпаспорта на дом и участок. Эти документы выдает БТИ по результатам инвентаризации жилого строения. Чтобы их получить в Бюро нужно подать:
- Заявление на оформление;
- Выписку на землю из Кадастровой палаты;
- Кадастровую справку, что дом на данный момент не стоит на учете и данные о нем отсутствуют;
- Предварительно полученное в архитектурном бюро городской администрации постановление о присвоении адреса.
2 этап – обращение в Регистрационную службу. Вместе с заявление на приватизацию дома, необходимо предоставить документы:
- Квитанция, подтверждающая оплату госпошлины в 2 экземплярах;
- Паспорт или иное удостоверение личности. Если оформление проводит представитель собственника, то необходимо дополнительно подать заверенную у нотариуса доверенность;
- Оформленная по зафиксированной форме Министерства экономразвития и торговли декларация об объекте недвижимого имущества. Для ее изготовления не требуется подписи представителей контрольных органов, заполняется собственником. В ней нужно указать наименование и вид строения, кадастровый номер участка, целевое назначение и техническое описание объекта;
- Документы, доказывающие право собственности на участок возведения жилого строения (договор купли-продажи);
- В двух экземплярах кадастровый и технический паспорта на дом и участок.
Регистрацию права собственности проводит территориальное управление по месту нахождения объекта недвижимости в границах регистрационного органа. Правоустанавливающее свидетельство выдается через 10 дней со дня подачи всех необходимых документов при условии верности их оформления.